ОБУСЛОВЛЕННАЯ ТОРМОЖЕНИЕМ ВЕРТОЛЕТА

При выполнении маневра с увеличением угла тангажа вертолет быст­ро теряет скорость. Например, если вывод вертолета из горки в горизон­тальный полет должен быть осуществлен на скорости не менее 50 км/ч, то при начальной скорости V0 = 250 км/ч выполнение горки с выдержи­ванием угла тангажа О = 60° возможно в течение не более 1 с, а с углом і? = 30 — в течение 6 … 8 с. Как показано в разд. 3.4, при малых скорос­тях вертолет может попасть на опасный режим вихревого кольца, также имеются другие причины (неустойчивые показания указателя скорости, увеличение уровня вибраций, на малых высотах опасность отказа дви­гателя и т. д.), из-за которых минимальная скорость вертолета во время маневров не должна быть ниже 50 … 70 км/ч. Это ограничение обуславли­вает располагаемую перегрузку, особенно, если ввод в горку осуществля­ется со скоростей, меньших 150 … 170 км/ч. Объясняется это меньшей зависимостью тяги несущего винта от угла атаки при уменьшении скорос­ти (например, на V = 170 км/ч, по сравнению с V = 300 км/ч, производ­ная — уменьшается более чем в два раза). Поэтому выход на большую перегрузку требует значительного изменения угла тангажа, что приво­дит к резкому торможению вертолета.

Чтобы при выполнении маневра скорость не уменьшалась до величи­ны, меньшей допустимой, необходимо вывод вертолета из кабрирования производить с большим темпом, а это приводит к падению перегрузки до минимальной. И наоборот, при меньшем темпе вывода из горки легче соблюсти ограничение по перегрузке, однако труднее по скорости. Таким образом, ограничения Vmin и n^niin взаимосвязаны. Минимальная верти­кальная перегрузка при маневре ограничивается, чтобы обеспечить работо­способность гидросистемы и подачу топлива в двигатели, а также в свя­зи с увеличением махового движения лопастей (см. разд. 3.3).