ОБУСЛОВЛЕННАЯ ТОРМОЖЕНИЕМ ВЕРТОЛЕТА
При выполнении маневра с увеличением угла тангажа вертолет быстро теряет скорость. Например, если вывод вертолета из горки в горизонтальный полет должен быть осуществлен на скорости не менее 50 км/ч, то при начальной скорости V0 = 250 км/ч выполнение горки с выдерживанием угла тангажа О = 60° возможно в течение не более 1 с, а с углом і? = 30 — в течение 6 … 8 с. Как показано в разд. 3.4, при малых скоростях вертолет может попасть на опасный режим вихревого кольца, также имеются другие причины (неустойчивые показания указателя скорости, увеличение уровня вибраций, на малых высотах опасность отказа двигателя и т. д.), из-за которых минимальная скорость вертолета во время маневров не должна быть ниже 50 … 70 км/ч. Это ограничение обуславливает располагаемую перегрузку, особенно, если ввод в горку осуществляется со скоростей, меньших 150 … 170 км/ч. Объясняется это меньшей зависимостью тяги несущего винта от угла атаки при уменьшении скорости (например, на V = 170 км/ч, по сравнению с V = 300 км/ч, производная — уменьшается более чем в два раза). Поэтому выход на большую перегрузку требует значительного изменения угла тангажа, что приводит к резкому торможению вертолета.
Чтобы при выполнении маневра скорость не уменьшалась до величины, меньшей допустимой, необходимо вывод вертолета из кабрирования производить с большим темпом, а это приводит к падению перегрузки до минимальной. И наоборот, при меньшем темпе вывода из горки легче соблюсти ограничение по перегрузке, однако труднее по скорости. Таким образом, ограничения Vmin и n^niin взаимосвязаны. Минимальная вертикальная перегрузка при маневре ограничивается, чтобы обеспечить работоспособность гидросистемы и подачу топлива в двигатели, а также в связи с увеличением махового движения лопастей (см. разд. 3.3).